Главная » 2012 » Июль » 17 » Буксировка
20:58
Буксировка

В практике судовождения нередко приходится иметь дело с буксировкой. Наиболее часто приходится буксировать лодки и катера с заглохшими двигателями. Нередко эта операция проводится в достаточно сложных гидрометеорологических условиях. А успех проведения ее зависит от правильности выбора способа буксировки и грамотного заведения буксирного троса.

Наибольшую частоту повторения имеют способы буксировки в кильватер и лагом. Буксировка лагом осуществляется на ограниченных акваториях и в условиях стесненного маневрирования. При этом погодные условия должны быть простыми. Кильватерный способ – простой и надежный, может выполняться при любых метеоусловиях и позволяет осуществлять одновременную буксировку нескольких судов.

Буксирное снаряжение должно быть на каждом судне. Оно состоит из буксирного торса и приспособлений для его крепления и подачи, отпорных крюков и кранцев.

Для буксировки применяют синтетические, растительные и стальные тросы. Основные требования к тросам – прочность, высокая эластичность, высокая водостойкость, легкость.

Минимальная длина буксирного троса должна быть такой, чтобы буксируемое судно находилось за пределами действия струй воды от гребного винта буксира и имело свободу маневра, а максимальная – обеспечивать движение на волнении без рывков. Как правило, для маломерных судов минимальная длина буксирного троса должна быть равна 2-3 длинам корпуса буксируемого судна.

Вместе с тем, длина буксирного троса подбирается опытным путем, при сложившихся конкретных условиях буксировки и в дальнейшем регулируется в зависимости от складывающихся условий обстановки.

Буксируемое судно необходимо тщательно подготовить к буксировке. Если погодные условия сложные, то буксируемое маломерное судно необходимо полностью или частично конвертовать. Это значит, что необходимо плотно и надежно задраить все отверстия, выходящие на палубу, а кокпит закрыть чехлом. На борту буксируемого судна должна остаться только часть экипажа (рулевой и впередсмотрящий), а при тяжелых погодных условиях судно должно буксироваться вообще без экипажа. Желательно, чтобы судно буксировщик по водоизмещению было хотя бы в полтора раза больше буксируемого. Чтобы исключить рыскание, буксируемое судно не должно иметь крена и дифферента на нос. Лучше всего если буксируемое судно имеет небольшой дифферент на корму.

Буксируемое судно подает буксирный трос на буксировщик. Если в караване несколько буксируемых судов, т о каждое судно в строю подает буксировочный трос на впереди идущее судно.

Буксировка кильватерным способом каравана из нескольких судов пригодна для малых расстояний (непродолжительное время) и при благоприятных погодных условиях.

При буксировке лагом, если оба судна примерно одинаковы по длине, один буксирный конец подается с носа буксира на корму буксируемого, другой – с носа буксируемого на корму буксира. В носу и в корме оба судна дополнительно закрепляются прижимными швартовами напрямую. Между бортами вывешиваются кранцы.

Если одно из судов намного больше другого, буксирные концы подаются с носа и кормы меньшего судна соответственно на нос и корму большего, вразнос, а затем меньшее судно с носа и кормы подает на большее судно швартовы напрямую. Между бортами вывешиваются кранцы.

Если придется брать кого-либо на буксир, то необходимо знать и помнить следующие правила:

- для улучшения управляемости буксира буксирный трос крепят возможно ближе к середине судна (т.е. к его центру тяжести) и в диаметральной плоскости;

- усилие от тяги буксирного троса стараются разнести на возможно большее число точек корпуса;

- буксирный трос крепят возможно ниже, во избежание опрокидывания буксира.

Эти же правила в равной мере относятся и к креплению буксира на буксируемом судне.

Чтобы рассредоточить нагрузку от буксирного троса, он заводится петлей за те утки, кнехты, битенги, рубки и люки, которые наиболее прочно связаны с корпусом. При этом трос быстро отдать невозможно, да и заводка его трудоемкая и длительная работа.

Взятие на буксир. На буксир можно взять судно, стоящее у стенки на швартовах, стоящее на якоре, лежащее в дрейфе или движущееся с небольшой скоростью.

Если предназначенное к буксировке судно стоит у стенки, буксир подходит к его наружному борту или становится впереди вдоль стенки. Подача и крепление буксирного троса в этом случае не вызывает никаких затруднений. При отходе, когда швартовы отданы, буксир плавно отводит буксируемое судно от стенки. Буксирный трос травится постепенно, по мере его натяжения, с таким расчетом, чтобы он не попал по винт буксира. Буксир дает сначала самый малый ход. Когда трос натянется – ход стопорится, а затем вновь дается самый малый ход, и постепенно, избегая рывков , ход увеличивается до нужного значения. Уменьшать скорость и останавливать движение необходимо также по возможности плавно.

Если судно стоит на якоря и погода спокойная, буксир может подойти к нему вплотную вдоль борта, противоположному тому, с которого отдан якорь, и стать лагом. После проводки и крепления буксирного троса буксируемое судно снимается с якоря, а буксирующее одновременно проходит вперед. Когда якорь чист, буксир дает ход. Самый малый ход иногда приходится давать и раньше, чтобы поддержать буксируемое судно против ветра или течения, если его начнет разворачивать и дрейфовать, а якорь еще окончательно не выбран. Во время этой операции нужно следить за тем, чтобы буксир не навалил на якорную цепь, а буксирный трос не зацепился за якорь.

Если волнение и ветер не позволяют буксиру подойти к судну вплотную, буксирный трос можно подать с ходу или стоя на якоре. В первом случае буксир заходит с наветренной стороны и подает свой буксирный трос с помощью бросательного проводника. Когда трос закреплен на обоих судах, буксир проходит вперед, и слегка обтягивая трос, дает команду на снятие с якоря буксируемого судна.

Во втором случае, буксир может подойти к судну и стать на якорь с наветра от него. Потравив затем якорную цепь, подводят корму буксира к носу буксируемого судна на достаточно близкое расстояние для подачи проводника. Когда буксирные концы заведены действуют по предыдущему сценарию.

Если подойти достаточно близко для подачи бросательного конца не удается, то на буксируемое судно подается проводник, к концу которого привязывается хорошо видимый предмет с положительной плавучестью (бочка, спасательный круг). Ветер и течение подведут этот предмет к борту буксируемого судна. Можно также для подачи проводника использовать тузик или надувную лодку.

При взятии на буксир судна, лежащего в дрейфе, нужно иметь в виду, что буксирный трос легче подавать по ветру. В свежую погоду, когда опасность навала весьма высока, лучше всего передавать буксирный трос с помощью проводника, на конце которого закреплен хорошо видимый предмет с положительной плавучестью.

Маломерное судно можно взять на буксир, если оно движется с незначительной скоростью. При этом буксир ложится на параллельный курс и постепенно идет на сближение. Когда нос буксира сравняется с кормой буксируемого судна, подается трос, и по мере прохождения, трос закрепляется.

Во время передачи буксирного троса с борта на борт надо следить, чтобы он был обнесен снаружи вант, лееров и т.п. и ни в коем случае не попал под гребной винт. Когда буксирный трос натянется, на буксируемом судне надо заглушить двигатель и убрать паруса.

Управление во время буксировки. Буксировка должна осуществляться только при благоприятном прогнозе погоды. При значительном ухудшении метеорологических условий буксировка должна немедленно прекращаться и суда должны следовать в пункт укрытия.

С началом буксировки на обоих судах устанавливается непрерывное взаимное наблюдение. Скорость буксировки зависит от погодных условий, прочности буксирного торса и надежности его крепления, технического состояния буксируемого судна. Скорость буксировки маломерных судов не должна превышать 8 узлов. Изменять скорость буксировки необходимо по возможности плавно. Плавными должны быть и повороты, при которых уменьшается и скорость буксировки. Буксирующее судно недолжно рыскать. На буксируемом судне правят строго в кильватер. Буксируемое судно начинает поворот позднее, чем буксир, стараясь править по наружной дуге кильватерной струи.

Если поворотливость буксира недостаточна, буксируемое судно ему помогает, положив руль в начале поворота в сторону, противоположную повороту буксира. Пройдя точку, в которой буксир начал поворот, руль перекладывается в сторону поворота. При поворотах в узких и стесненных местах целесообразно укорачивать длину буксира.

Очень рыскливые и неуправляемые суда рекомендуется буксировать на двух буксирных тросах небольшой длины. Во время поворота оба троса попеременно травятся и выбираются. Если повернуть нужно влево, то на буксире кладут руль влево и травят правый трос. На буксируемом судне кладут руль в сторону вытравленного троса. Когда буксир почти придет на новый курс, на нем крепят вытравленный трос и травят натянутый; на буксируемом судне одновременно с этим перекладывают руль влево и оно становится в кильватер буксиру.

БУКСИРНОЕ УСТРОЙСТВО.

Буксирное устройство – представляет собой комплекс изделий и механизмов, обеспечивающих судну возможность буксировать другие суда или быть буксируемым.

 

 

 

 

Рис.1. Буксирное устройство буксировщика.

 

1- мягкий стационарный кранец; - клюз буксирный с откидными роульсами; 3 - клюз буксирно-швартовный; 4 - арка буксирная; - привальный брус; - битенг бортовой; 7 - битенг буксирный кормовой; - лебедка буксирная автоматическая; 9- буксирный канат; 10 - гак буксирный; 11-ограничитель буксирного каната; 12-устройство дистанционной отдачи буксирного каната; 13 - киповая планка; 14 - кнехт букснрно-швартовный; 15 - вьюшка; I6 - киповая планка с роульсамн; 17 - носовой битенг; 18- канат буксирно-швартовный; I9- буксирная дуга; 20 - канат-проводник; 21 - шпиль швартовный; 22 - обух для серьги; 23 - накладной лист.

 

Рис. 12. Элементы буксирного устройства:


а-буксирный гак; б-буксирная дуга; в-буксирная арка; г-буксирный клюз; д-буксирный направляющий блок. 
1- гак; 2-рычаг; 3 - бугель; 4- планка упорная; 5- пружина амортизатора; 6-тяга пружины амортизатора;- планка нажимная; 8 - буксирная дуга; 9 -щека обоймы.

 



Элементы буксирного устройства

При морских буксировках на длинном тросе применяют кильватерный способ.
В состав буксирного устройства входят:

  • Буксирная лебёдка (устанавливаемая только на морских буксирах и буксирах внутреннего плавания. Простого действия на судах внутреннего плавания, автоматическая – морских буксирах.
  • Трос;
  • Гак или направляющий блок;
  • Буксирная дуга;
  • Арки; буксирный клюз и ограничители буксирного троса.
Требование Регистра

Буксирные лебёдки – требования к конструкции буксирных лебёдок приведены в 6.5 части 9 «Механизмы». Должна быть обеспечена возможность управления буксирной лебёдкой с места у лебёдки; рекомендуется обеспечить возможность управления буксирной лебёдкой с ходового мостика.
Число и расположение буксирных кнехтов и клюзов принимается исходя из конструктивных особенностей, назначения и общего расположения судна.

Для судовых барж разрывное усилие буксирного троса Fp кН, вычисляется по формулеFp=16nBd, где n-число барж в кильватерном составе; B-ширина баржи, м; d-осадка баржи, м; 
Буксирные тросы могут быть стальными, растительными или синтетическими. Требования, регламентированные для швартовых тросов, распространяются также и на буксирный трос.
Все несущие элементы буксирного устройства (например, буксирный гак, буксирная дуга и т.д.) и детали их крепления к корпусу судна должны быть рассчитаны на восприятие разрывного усилия буксирного троса в целом. При этом напряжения в этих элементах не должны превышать 0,95 предела текучести их материала.
Все детали буксирного устройства, подвергающиеся под действием натяжения буксирного троса растяжению или изгибу, не должны изготавливаться из чугуна.

Надзору Регистра подлежат при изготовлении следующие изделия, входящие в состав буксирного устройства:

  • Буксирные тросы;
  • Буксирные битенги, кнехты, киповые планки, клюзы и стопоры;
  • Буксирные гаки и дуги с деталями их крепления к корпусу;
  • Буксирные канифас-блоки.

 

Просмотров: 4658 | Добавил: werter | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Календарь
«  Июль 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031