Главная » 2012 » Сентябрь » 30 » ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СУДНА
10:51
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СУДНА

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СУДНА

Под борьбой с пожарами подразумевают комплекс технических и организационных мер, проводимых с целью предупреждения пожара, ограничения распространения огня и создания условий для безопасной эвакуации людей.
 
Пожар на судне
Рис. 11.7. Пожар на судне
 
Борьба экипажа с пожарами на судне возглавляется капитаном судна с главного командного пункта (ГКП) и должна быть направлена на: обнаружение и выявление места, размеров, характера пожара; установление наличия и возможности эвакуации людей из помещений, охваченных пожаром; эвакуации людей; ограничение распространения пожара по судну; предупреждение возможных взрывов; борьбу с пожаром и ликвидацию его последствий.
 
Наблюдение
 
Наблюдение за судном с точки зрения пожарной безопасности, главным образом, осуществляется вахтенной службой.
При стоянке в порту кроме лиц, задействованных в несении вахт, создается расписание пожарной вахты, на которую возлагается: 
• периодические обходы судна по определенным маршрутам (днем - не реже чем через 2 часа, ночью - не реже чем через 1 час) для своевременного обнаружения пожара или поступления в корпус воды; 
• проверка соблюдения экипажем и другими лицами, находящимися на судне, пожарно-профилактического режима; 
• проверка противопожарных закрытий согласно их маркировке или приказу по судну.
 
Пожарный извещатель
Рис. 11.8. Пожарный извещатель
 
Члены пожарной вахты обязаны неотлучно находиться на судне. Они имеют право отдыхать, не раздеваясь, и только в установленном вахтенным помощником капитана помещении.
Первый, обнаруживший пожар (возгорание) или его признаки, обязан через ближайший извещатель или любым другим способом сообщить об этом вахтенной службе и произвести ликвидацию или локализацию пожара подручными средствами до подхода аварийной партии.
 
Обращение с пожароопасными материалами
 
Для предупреждения возникновения пожара запрещается хранить: 
• в открытом виде горюче-смазочные материалы; 
• материалы навалом, в тюках, связках в сыром виде и смоченные или пропитанные маслом, керосином, лаками и растворителями, способные самовоспламеняться; 
• свежевыкрашенную парусину в сложенном виде и в плохо вентилируемом помещении; 
• загрязненные и сырые угольные мешки; 
• краски, лаки и растворители в помещениях, где хранятся пакля, ветошь, обстрижка и прочие волокнистые материалы; 
• легковоспламеняющиеся жидкости и горючие материалы не в специально предназначенных кладовых или местах; 
• не годные для использования пиротехнические средства (срок хранения которых истек или они отказали в действии при их применении).
 
Использование электроприборов и открытого огня
 
Правила пожарной безопасности предусматривают как правила обращения с теми или иными горючими материалами, так и с потенциальными источниками огня. Особое внимание уделяется использованию открытого огня и электроприборов. Запрещается: 
• использовать нестационарные электронагревательные приборы (утюги, чайники и др.) в необорудованных помещениях; 
• оставлять без наблюдения включенные электронагревательные приборы, электроинструменты и сварочное оборудование; 
• пользоваться открытым огнем: 
  - в трюмах, грузовых и балластных танках и хранилищах всех видов легковоспламеняющихся жидкостей, а также вблизи выхода воздуха из них; 
  - вблизи вскрываемых танков (цистерн) с горюче-смазочными материалами и в местах разборки топливного трубопровода; 
  - в аккумуляторных помещениях; 
  - в кладовых грузовых шлангов, фонарных, малярных, шкиперских, ветоши и пакли, сухой провизии; 
  - в плотницкой мастерской; 
  - вблизи шахт и головок вентиляции; 
  - в непосредственной близости от легковоспламеняющихся материалов; 
  - во всех помещениях с целью освещения; 
  - на расстоянии менее 10 м от мест расположения баллонов с горючими газами; 
  - вблизи места вскрытия каких-либо частей двигателей внутреннего сгорания.
 
Курение
 
Курение на судне разрешается только в специально установленных приказом по судну местах. Обычно курение разрешено в жилых помещениях, комнатах отдыха и на открытых палубах в кормовой части судна.
В местах для курения экипажа должны быть установлены металлические урны с водой или пепельницы из несгораемого материала и нанесена маркировка «Место для курения».
Курение в каютах без наличия пепельницы, а также лежа в койке или на диване запрещается.
На танкерах курение и использование открытого огня на открытых палубах запрещено, что должно быть обозначено нанесением соответствующих надписей и символов.
Выбрасывание окурков и горящих предметов за борт, в том числе и в иллюминаторы, запрещается.
 
Пути перемещения людей
 
Для обеспечения как борьбы с пожаром, так и эвакуации людей запрещается загромождать коридоры, выходы и трапы.
Все двери жилых помещений должны иметь исправные филенки аварийного выхода.
 
Проведение огневых работ
 
К огневым относятся работы, связанные с нагреванием деталей до температур, способных вызвать воспламенение материалов и конструкций.
К огневым работам, проводимым на судах, относятся: 
• газовая сварка и резка; 
• плазменная резка; 
• электросварка; 
• нагрев деталей открытым огнем (обычно паяльной лампой); 
• пайка; 
• механическая обработка металла с выделением искр.
При нахождении судна в море производство огневых работ допускается только с разрешения капитана, о чем делается запись в судовом журнале.
Ответственными за проведение работ с использованием открытого огня являются: 
• старший помощник капитана - при работах в грузовых трюмах, производственных цехах, жилых и служебных помещениях, на открытых частях палуб и надстроек; 
• главный (старший) механик при работах в машинно-котельном отделении, тоннеле гребного вала, рефрижераторном, насосном и других помещениях судомеханической службы.
К огневым работам допускаются специалисты, имеющие соответствующую квалификацию, подтвержденную соответствующими удостоверениями. Ответственный за производство работ перед их началом обязан: 
• произвести инструктаж исполнителей и обеспечивающих лиц; 
• осмотреть помещения, где должны проводиться работы, и соседние с ними; 
• привести в готовность к немедленному использованию противопожарные сие темы и оборудование данных помещений; 
• обеспечить место проведения работ первичными средствами пожаротушения; 
• удалить все пожароопасные материалы в радиусе 5 м, а также закрыть все люки и горловины, кроме тех, через которые обеспечивается безопасность работ; 
• обеспечить помещение и место работы надлежащей вентиляцией; 
• проверить возможность немедленной герметизации помещения; 
• проверить исправность аппаратуры для производства работ и одежду сварщиков; 
• выставить в помещении, где ведутся работы, а при необходимости и в соседних помещениях, вахтенных, предварительно проинструктировав их; 
• доложить о готовности помещений к производству работ вахтенному помощнику капитана, осмотреть их с ним и получить от него разрешение на производство работ.
Вахтенный помощник после проверки готовности места к проведению огневых работ делает соответствующую запись в судовом журнале.
По окончании работ ответственный за их проведение обязан доложить вахтенному помощнику капитана, получить от него разрешение на передачу помещений лицам, в заведовании которых они находятся, передать им помещения, после чего снять с постов вахтенных.
По окончании огневых работ вахтенный помощник обязан организовать в последующие 12 ч наблюдение за местом, где производились работы.
Во время стоянки судна в порту все вопросы, связанные с производством огневых работ, должны согласовываться со службой по жарной охраны порта с проверкой места работы их представителем.
 
Организация борьбы с пожаром
 
Борьба экипажа с пожарами на судах должна проводиться в соответствии с оперативно-тактическими картами и планами пожаротушения под руководством капитана и включать следующие действия: 
- обнаружение пожара и выявление его места и размеров; 
- ограничение распространения пожара; 
- предупреждение возможных при пожаре взрывов; 
- ликвидация пожара и его последствий.
На всех судах для лиц командного состава должны быть постоянно вывешены схемы общего расположения, на которых для каждой палубы должны быть четко показаны: 
- посты управления; 
- различные пожарные секции, выгороженные перекрытиями класса «А» и «В»; 
- элементы систем сигнализации обнаружения пожара; 
- элементы спринклерной установки; 
- элементы средств пожаротушения; 
- путей доступа к различным отсекам, палубам и т.д.; 
- элементы вентиляционной системы, включая расположение постов управления вентиляторами и заслонок, а также нумерацию вентиляторов, обслуживающих каждую секцию.
Однако, по усмотрению администрации, указанные выше сведения могут быть изложены в буклете, по одному экземпляру которого должно иметься у каждого лица командного состава и один экземпляр должен постоянно находиться в доступном месте на судне.
 
Контейнер со схемами противожарной защиты судна
Рис. 11.9. Контейнер со схемами противожарной защиты судна
 
Второй комплект схем противопожарной защиты или буклет с такими схемами, предназначенный для использования береговой пожарной командой, должен постоянно храниться в отчетливо обозначенном брызгозащищенном укрытии, расположенном снаружи рубки (обычно у парадных трапов левого и правого бортов).
Схемы и буклеты должны постоянно обновляться, и любые изменения должны вноситься в них в кратчайшие сроки. Такие схемы и буклеты должны составляться на официальном языке государства флага судна. Если этот язык не является английским или французским, они должны содержать перевод на один из этих языков. Кроме того, в отдельной папке, хранящейся в легкодоступном месте, должны находиться инструкции по техническому обслуживанию и примене нию всех судовых средств и установок тушения и ограничения распространения пожара.
 
Индивидуальные действия
 
Каждый член экипажа при обнаружении очага пожара обязан: 
1. сообщить вахтенному помощнику (или вахтенному механику); 
2. обесточить электрооборудование; 
3. если возгорание небольшое, приступить к тушению пожара подручными средствами. При выборе средств пожаротушения следует руководствоваться их эффективностью применительно к данному горящему веществу и собственной безопасностью; 
4. если погасить огонь собственными силами не представляется возможным, то необходимо покинуть помещение, проведя его герметизацию закрыть двери, люки, горловины, иллюминаторы, вентиляцию; 
5. принимать меры по недопущению распространения огня в смежные помещения, для чего там необходимо: 
• убрать от переборки все предметы, могущие воспламениться; 
• охлаждать переборку, протянув пожарный рукав от ближайшего крана водопожарной магистрали.
 
Использование аварийного дыхательного устройства
Рис. 11.10. Использование аварийного дыхательного устройства
 
Для выхода из задымленного помещения следует использовать аварийные дыхательные устройства (EEBD – Emergency Escape Breathing Device), которые обеспечивают нормальное дыхание не менее 10 мин.
Услышав сигнал предупредительной сигнализации о запуске системы объемного пожаротушения, необходимо немедленно покинуть помещение.
 
Действия экипажа
 
После получения сигнала или доклада о пожаре вахтенный по мощник капитана обязан немедленно объявить общесудовую тревогу по борьбе с пожаром, по сигналу которой экипаж судна должен действовать в соответствии с расписанием по тревогам.
По сигналу общесудовой тревоги по борьбе с пожаром начальники аварийных партий (групп) обязаны: 
• прибыть в район пожара, установить место и размеры пожара и немедленно приступить к его тушению, для чего выделить необходимое количество людей в дыхательных изолирующих аппаратах для работы в задымленных отсеках и средств для тушения пожара; 
• обеспечить вынос из охваченных огнем или задымленных помещений пострадавших и оказать им первую медицинскую помощь; 
• организовать осмотр отсеков и помещений, смежных с аварийным, и при необходимости обеспечить охлаждение переборок водой; 
• доложить на ГКП о результатах разведки и действиях аварийной партии.
Лица судового экипажа, направляемые в задымленные и горящие помещения, должны быть снабжены снаряжением пожарного.
 
Снаряжение пожарного
Рис. 11.11. Снаряжение пожарного
 
Использование фильтрующих дыхательных аппаратов в задымленных и горящих помещениях запрещается.
Для охлаждения помещений, в которые проникают испарения горючих материалов, и обеспечения безопасности прохода людей через них на пожарных стволах должны применяться распылительные насадки. Тушение пожара рекомендуется осуществлять в следующем порядке: 
1. прекратить доступ горючих веществ в очаг пожара; 
2. изолировать очаг пожара от доступа воздуха: 
3. охладить горючие вещества до температуры ниже температуры воспламенения их газов.
Следует обратить внимание на то, что при тушении пожара водой отсутствие примеси пара в дыму говорит о том, что вода не достигает очага пожара.
При тушении пожара надлежит учитывать возникновение угрозы отравления людей образующимися газами, в том числе в смежных помещениях.
При пожаре в жилых и служебных помещениях для предотвращения усиления горения и распространения огня рекомендуется не открывать двери, а пожарные стволы подавать через иллюминаторы или специально пробиваемые для этой цели отверстия (через филенки).
В особо тяжелых случаях пожара в грузовом трюме, когда не представляется возможным ликвидировать пожар с помощью имеющихся на судне огнетушащих средств, следует затопить трюм. При этом необходимо учитывать: 
• влияние принимаемой воды в трюм (отсек) на остойчивость и запас плавучести судна; 
• возможность всплытия горящего груза под палубу; 
• увеличение объема (разбухание) некоторых грузов.
При пожаре в рефрижераторном отделении, когда в результате повышения температуры возрастает давление в сосудах и аппаратах, а предохранительные клапаны не срабатывают, во избежание взрыва надлежит произвести аварийный выпуск аммиака (хладагента) из всей системы рефрижераторной установки.
Для тушения наружного огня необходимо: 
• по возможности развернуть судно так, чтобы огонь относило в сторону от других конструкций, грузов и материалов, находящихся вблизи района пожара; 
• подавать на очаг пожара наибольшее количество струй воды, по возможности с наветренного борта; 
• охлаждать водой находящиеся вблизи от огня горючие конструкции, грузы и материалы; 
• вести наблюдение за смежными с районом пожара помещениями; 
• сбивать за борт струями воды разлившиеся горящие нефтепродукты, если их не удается погасить.
 
Пожарный ствол
Рис. 11.12. Пожарный ствол
 
При горении топлива у борта судна необходимо: 
• вывести судно из опасного района, по возможности против ветра и течения; 
• отгонять горящее топливо от борта сплошными водяными струями из пожарных стволов под углом 30 - 40° к поверхности воды по границам жидкостей, сжимая очаг пожара; 
• применять пенотушение для покрытия поверхности забортной воды в угрожающих судну местах; 
• охлаждать корпус в угрожающих местах водяными струями.
Вентиляция. При объемном способе тушения пожара производить вентиляцию помещения запрещается.
Для предотвращения повторного возгорания после применения средств объемного пожаротушения вентиляцию горевшего отсека следует производить не ранее чем через 8 ч после окончания тушения пожара. Вентиляция производится до полного удаления газов и запаха, но не менее 30 мин.
До окончания производства вентиляции входить в помещение, где осуществлялось тушение пожара средствами объемного пожаротушения, разрешается только в дыхательных изолирующих аппаратах, соблюдая все правила предосторожности, пользуясь предохранительным тросом, переносным аккумуляторным фонарем взрывобезопасной конструкции и предварительно убедившись, что температура в помещении не выше 60 °С.
Сухогрузные трюмы, где тушение пожара производилось стационарными углекислотными установками, вскрываются для производства вентиляции только по прибытии судна в ближайший порт.






 
Просмотров: 5214 | Добавил: werter | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 4
4 werter  
0
Emergency escape breathing device (EEBD)

Options
EEBD standart pressurised type, Atlantic 15 min.
EEBD Ocenco (15 years maintenance free)
EEBD for trainings, Atlantic 15 min.
15-32 minutes duration. Lightweight.

Аварийного покидания дыхательное устройство (АДУ)

опции
АДУ стандартный давлением типа, Атлантик-15 мин.
АДУ Ocenco (15 лет необслуживаемые)
EEBD для тренировок, Атлантик-15 мин.
15-32 минут продолжительности. Легкий.

3 werter  
0
Портативное дыхательное устройство ПДУ-2
Основные сведения о ПДУ-2

Портативное дыхательное устройство ПДУ-2 предназначено для экстренной защиты органов дыхания и глаз во время проведения первичных мероприятий по ликвидации аварий (пожаров, появления в воздухе вредных примесей, недостаточного содержания или отсутствия кислорода и т. д.) с последующим переключением в другие СИЗОД или выходом из аварийного помещения.

Портативное дыхательное устройство является средством защиты однократного применения и выпускается готовым к немедленному использованию.

Принцип действия ПДУ-2 аналогичен принципу действия ИДА.

Назначение основных узлов ПДУ-2 (регенеративного патрона и дыхательного мешка) то же, что и в ИДА.

Очки предназначены для защиты глаз от ожогов открытым пламенем, горячими газами и от раздражения вредными примесями в воздухе. Очки уложены для хранения в пленочный (полиэтиленовый) пакет.

Футляр ПДУ-2 предназначен для предохранения регенеративного патрона с пусковым устройством, соединительной трубки с загубником и дыхательного мешка от механических повреждений, воздействия на них воды и масла при хранении и переноске.

Футляр герметизирован резиновым кольцом и стяжной лентой. Для предохранения от случайного вскрытия футляра концы стяжной ленты скреплены скобой и опломбированы.

На крышке футляра ПДУ-2 имеется инструкция по его применению.

Маркировка ПДУ-2 нанесена на стяжную ленту футляра: шифр предприятия-изготовителя, дата изготовления (месяц и год), номер партии и номер изделия.

Время работы в ПДУ-2 при тяжелой физической нагрузке (выполнение первичных мероприятий по ликвидации аварий) составляет 10 мин.

Портативное дыхательное устройство надежно работает в интервале температур от 0 до 50°С.

Для предохранения стекол очков от запотевания в ПДУ-2 необходимо использовать незапотевающие пленки.

При получении ПДУ-2 в пользование необходимо: проверить состояние футляра (отсутствие трещин, пробоин и других повреждений); проверить срок годности; проверить исправность стяжной ленты с замком и наличие пломбы; проверить исправность системы креплений; подготовить к пользованию очки (протереть от талька, подогнать с помощью кнопок длину крепления, проверить наличие НП), уложить очки в пленочный пакет и в карман на плечевом ремне.

Портативное дыхательное устройство в зависимости от условий боевой обстановки может находиться в положениях «наготове» и «боевом».

В положении «наготове» футляр с соответствующими составными частями ПДУ-2 постоянно носят на левом боку, а очки в пленочном пакете — в кармане на плечевом ремне.

В период отдыха и на некоторых объектах ПДУ-2 разрешается размещать на расстоянии не более 1 м от себя.

Для перевода ПДУ2 в «боевое» положение необходимо:
затаить дыхание; сбросить стяжную ленту, для чего, удерживая левой рукой корпус футляра, правой рукой взять ремень стяжной ленты и движением от себя вскрыть замок ленты, снять крышку; извлечь за шейный ремень из футляра рабочую часть ПДУ-2, надеть через голову шейный ремень; взять в рот загубник, надеть носовой зажим; привести в действие пусковое устройство, для чего, удерживая левой рукой патрон, правой рукой повернуть рычаг на 180° вверх до упора в кольцо штуцер а и возобновить дыхание; извлечь очки из кармана и полиэтиленового мешка, надеть их; снять корпус футляра с системой крепления.

При необходимости нахождения в помещении с зараженным или не пригодным для дыхания воздухом более 10 мин необходимо до истечения этого времени переключиться в другие СИЗОД изолирующего типа (ИП-6, ШДА). Для переключения из ПДУ-2 в ИП-6 (ШДА) необходимо: подготовить к работе ИП-6 (ШДА); снять защитные очки; сделать глубокий вдох из ПДУ-2; задержать дыхание, быстро снять носовой зажим, вынуть изо рта загубник; сбросить рабочую часть ПДУ-2, надеть маску ИП-6 (ШДА); привести в действие ИП-6 (ШДА), возобновить дыхание.

При пользовании ПДУ-2 необходимо соблюдать требования безопасности работы в ИДА.

2 werter  
0
Изолирующие дыхательные аппараты (ИДА) предназначены для защиты органов дыхания, лица и глаз от любой вредной примеси в воздухе независимо от ее концентрации, при выполнении работ в условиях недостатка или отсутствия кислорода, а также при наличии вредных примесей, не задерживаемых фильтрующими противогазами.

Принцип действия ИДА основан на изоляции органов дыхания, очистке выдыхаемого воздуха от диоксида углерода и воды и обогащении его кислородом без обмена с окружающей средой.

СОСТАВ, УСТРОЙСТВО, МАРКИРОВКА

Изолирующий дыхательный аппарат (ИДА) состоит из лицевой части, регенеративного патрона, дыхательного мешка и клапана избыточного давления.

В комплект ИДА входят сумка, незапотевающие пленки, мешок для хранения собранного аппарата и формуляр с паспортом. В зависимости от типа аппарата в его комплект могут входить: жесткий каркас для дыхательного мешка, накладные утеплительные манжеты, мембраны переговорного устройства, приспособление для дополнительной подачи кислорода, нагрудник и чехол.

Лицевая часть (шлем-маска или маска) предназначена для изоляции органов дыхания, лица и глаз от окружающей среды, направления выдыхаемой газовой смеси в регенеративный патрон, подведения очищенной от диоксида углерода и паров воды и обогащенной кислородом газовой смеси к органам дыхания. Состоит из корпуса, очкового узла, соединительной трубки, обтюратора и системы крепления на голове, а также может оборудоваться переговорным устройством и креплением для работы под водой. Лицевые части ИДА изготовлены из резины серого цвета.

Регенеративный патрон предназначен для получения необходимого для дыхания кислорода, а также для поглощения содержащихся в выдыхаемом воздухе диоксида углерода и паров воды. Регенеративный патрон выполнен из жести, снаряжен регенеративным продуктом на основе надперекисных соединений щелочных металлов, имеет пусковое устройство и два гнезда ниппелей для присоединения дыхательного мешка и лицевой части.

Пусковое устройство предназначено для запуска регенеративного патрона при включении аппарата. Состоит из набора деталей, осуществляющих вскрытие ампулы с раствором кислоты и производство первых порций необходимого для дыхания кислорода. В дальнейшей работе аппарата не участвует.

Назначение элементов лицевых частей ИДА аналогично назначению элементов лицевых частей фильтрующих противогазов, отличие состоит в том, что лицевые части ИДА не имеют клапанов.

Дыхательный мешок является резервуаром для выдыхаемой газовой смеси и кислорода, выделяемого регенеративным патроном. Изготовлен из прорезиненной ткани, имеет клапан избыточного давления и фланец для присоединения к регенеративному патрону.

Клапан избыточного давления предназначен для выпуска избытка газовоздушной смеси из аппарата, а также для автоматического удержания в дыхательном мешке необходимого для дыхания объема смеси при любом положении аппарата под водой и на суше.

Приспособление для дополнительной подачи кислорода предназначено для экстренного наполнения под водой дыхательного мешка кислородом, выделяемым брикетом дополнительной подачи кислорода.

Каркас предназначен для размещения в нем дыхательного мешка при использовании ИДА и крепления регенеративного патрона.

Нагрудник предназначен для закрепления составных частей и элементов аппарата, а также для его размещения и закрепления на теле человека.

Чехол предназначен для защиты дыхательного мешка от повреждений. Изготовлен из прорезиненной ткани по форме мешка.

Сумка предназначена для ношения, защиты и хранения ИДА. Она имеет плечевой и поясной ремни с пряжками для регулировки длины, корпус, крышку и карманы для размещения составных частей комплекта ИДА. На сумке имеется рамка, куда вставляют бирку.

Мешок предназначен для хранения собранного ИДА и его защиты от неблагоприятного воздействия факторов внешней среды.

1 werter  
0

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Календарь
«  Сентябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930